Геополитическая ситуация в Средней Азии накаляется


  Геополитическая ситуация в Средней Азии накаляется

Как удивительно похожи сценарии развития ситуации в Киргизии и Таджикистане. Как будто написаны под копирку ленивым сценаристом. Несмотря на значительную разницу в фактуре и предыстории, главное совпадает до мелочей. Кажется, в обеих странах власть делает все для своего свержения.

Киргизия

Самоуничтожение режима бывшего президента Бакиева началось с того, что, вопреки здравому смыслу и на фоне и крайнего недовольства населения действиями власти, сначала во властные структуры был введен младший сын президента, Максим Бакиев. Ему на откуп была отдана фактически вся экономика страны и ее наиболее прибыльные сегменты – энергетические предприятия, распределительные электросети, телекоммуникации, золотодобыча. Специально под него создана государственная структура, существование которой не предусмотрено в конституции: Центральное агентство по развитию, инновациям, инвестициям. Сама аббревиатура этого института — ЦАРИИ — выглядела как издевка над полуголодным населением, мающимся от безработицы и отсутствия перспектив.

Второе действие власти, которое и привело режим на грань разрушения – повышение тарифов на электроэнергию и тепло для коммунальных нужд. Причем цены были повышены сразу в несколько раз.

И третье – приватизация по копеечным ценам наиболее привлекательных объектов государственной собственности семьей президента через подставных лиц. Все те же госпредприятия телекоммуникаций, распределительные электросети, золотодобывающие предприятия. И действующие лица все те же: младший сын Бакиева и его одиозные подельники.

При этом саморазрушительные действия власти были настолько очевидны и до такой степени противоречили здравому смыслу, что люди, утверждающие, что для них события апреля 2010 года в Киргизии стали неожиданностью, либо слепы, либо лукавят. Этим не замедлила воспользоваться оппозиция, благо, организовать приступ массового недовольства — в Киргизии дело не слишком затратное. Победителей ждал приз в виде целой страны, пусть и разоренной прежними правителями.

Что было дальше, всем известно: кровавый бунт, захват восставшими грузовиков с оружием, расстрел людей на площади у дома правительства. Потом — взаимные обвинения, бегство президента, временное правительство, несколько попыток реваншистских бунтов, жесточайшая узбекская резня на юге, всплеск киргизского национализма.

Результат: полное отсутствие легитимных институтов власти, сомнительная новая конституция, парламентские выборы с участием почти 30 партий 10 октября. Вдобавок к этому — временный президент явно проамериканской ориентации; два правительства (временное и техническое), которые никак не м
21de
огут разобраться, кто главнее; бюджет, состоящий из дыр. И крайне туманные перспективы на будущее.

Фактически страна перестала существовать. США с Евросоюзом, сделав для начала удивленную мину, теперь требуют ввести на территорию страны международный полицейский контингент. Какой вывод сделают эти расследователи, гадать долго не надо достаточно вспомнить Косово. Тем более что исполнители ожидаются те же самые: Мартти Ахтисаари сотоварищи, а регион – основной поставщик наркотиков в мире. В отличие от Косово – европейской перевалочной наркобазы.

Таджикистан

Здесь брожение только начинается, и причина кроется в хорошей памяти людей. Мало кто из таджиков старше 25 лет не вспоминает ужасы гражданской войны 1992-97 годов. На ее фоне нынешнее полуголодное существование им кажется приемлемым. Так что лозунг «Лишь бы не было войны», использованный киргизскими временщиками, в Таджикистане уже работает много лет. Но есть тонкость: за минувшие годы здесь выросло целое поколение, не познавшее ужасов гражданской войны. И именно на них направлена сейчас пропаганда сил, желающих раскачать лодку. При этом режим президента Эмомали Рахмона, как и режим Бакиева, делает все, чтобы облегчить их труд.

У Рахмона, президента Таджикистана, 9 детей. Двое уже пристроены на госслужбу: дочь Озода осенью 2009 года назначена замом министра иностранных дел, сын Рустам работает заместителем главы Комитета молодежи, спорта и туризма. Источники в Таджикистане утверждают, что именно его и готовит «Джаноби Оли» (Его Величество) к роли демократически избранного престолонаследника. Зять Рахмона, Хасан Асадуллоев – владелец крупнейшего в стране «Ориен Банка», совладелец сотового провайдера «Таком» (торговая марка «Билайн»), фактически полный владелец «TALCO» (Таджикский алюминиевый завод). Именно он выступает в роли «кошелька» и управляющего финансовыми потоками семьи.

Среди близких родственников президента сильнейшая конкуренция за влияние на главу семьи. Пару лет назад в президентских хоромах дошло до стрельбы – в пылу семейных разборок Рустам подстрелил Асадуллоева из пистолета. Ситуация очень похожа на ту, что сложилась в Киргизии к концу 2009 года, когда кризис режима Бакиева созрел и перспективы стали окончательно ясны.

Между тем, по данным Института экономики Республики Таджикистан, за чертой бедности в Таджикистане находится более 3 млн человек, что составляет около 70% населения. В стране на 1 работающего человека приходится 9 безработных. При этом более миллиона человек находятся за рубежом на заработках.

Образование в Таджикистане превратилось в пародию на самое себя. По данным международных исследований, до 50% молодых людей в возрасте до 20 лет не умеют читать. Маргинализация наиболее активной части населения налицо. Спровоцировать таких людей на агрессию в отношении власти можно также без особых затрат и технологий. Что и происходит: число боевиков ОТО неуклонно растет, радикальная исламизация и недовольство властями достигли критической точки.

Наверное, так совпало, но обострение ситуации в Таджикистане началось сразу же после визита Роберта Блейка и его встречи с руководителем Партии Исламского Возрождения Таджикистана – Мухиддином Кобири.

На днях президент Рахмон выдвинул ультиматум боевикам, требуя сложить оружие. Передать его вызвался секретарь Совбеза республики Амиркул Азимов. Утром он отправился на восток для контактов с мятежниками, сообщив перед вылетом, что «у правительства достаточно сил и средств, чтобы восстановить стабильность в регионе и покончить с бандитами». Миссию на себя Азимов взял нелегкую и сопряженную с большим риском для жизни, учитывая, что на предыдущие переговоры боевики ответили гранатометами и автоматными очередями. Похоже, и на ультиматум ответ будет такой же.

На этом фоне лидер Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров сегодня заявил, что решить проблему военной силой невозможно. В том же заявлении он призвал власти Таджикистана начать широкомасштабные политические и экономические реформы.

Как это похоже на то, через что Киргизия прошла уже дважды.