Планы Минздрава обходят болезненные проблемы медицины РФ


  Планы Минздрава обходят болезненные проблемы медицины РФ

Как ни прискорбно, но Россия находится в списке государств, которые стремятся экономить на здоровье собственных граждан. По данным Всемирной организации здравоохранения, российское правительство расходует на охрану здоровья граждан всего 3,4 % ВВП, тогда как в Евросоюзе этот показатель почти вдвое выше, а во Франции составляет даже 8,8 % ВВП. И это положение вряд ли изменится, хотя, как сообщил в сентябре премьер-министр Владимир Путин, в национальный проект «Здоровье» за три ближайших года будет инвестировано 440 миллиардов рублей.

Если же сравнивать, сколько тратит государство на сохранение здоровья каждого своего гражданина, разница выходит еще более удручающая: в России это 570 долларов, а в среднем по ЕС почти в четыре раза больше – 2224 доллара. В упомянутой уже Франции – 3000 долларов.

При этом подсчете статистика не учитывает такие вещи, как громкое дело о закупленных по завышенной цене томографах или аналитическая справка о закупке Министерством здравоохранения и социального развития лекарств на десятки миллиардов рублей почему-то без проведения торгов.

И вот на этом фоне министр Голикова в очередной раз заводит речь о реформе здравоохранения. Причем о реформе, цель которой – не только обеспечить качественное медицинское обслуживание жителей России, но и уравнять качество и доступность бесплатной медицинской помощи для всех граждан вне зависимости от места жительства и удаленности от столичных городов и областных центров. Программа фантастическая, особенно, если учесть, что сделать все это Голикова намерена за каких-то два года.

О серьезности планов Минздрава свидетельствует то, что региональные программы модернизации здравоохранения должны были быть представлены в министерство уже к 1 октября.

Но тут же возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, сама министр, объявляя о столь масштабной программе, сразу оговорилась: «Задача крайне сложная, прежде всего потому, что состояние материальной базы и подготовленность кадров в разных регионах различается на сегодняшний день очень сильно».

Во-вторых, представители регионов в кулуарах той самой конференции, на которой был выдвинут чудо-план, открыто заявляли, что из всех поставленных министром вопросов ключевой для них – выделение финансов. Если оно будет проводиться строг
2a1f
о по принципу софинансирования из регионального и областного бюджетов, то опять богатые регионы окажутся в привилегированном положении. Ведь депрессивные территории, не имеющие собственных бюджетов для закупок медицинской техники и переподготовки врачей, однозначно проиграют: федеральное финансирование будет соответствовать региональному, а региональное окажется недалеко от нуля.

Увы, чиновники Минздрава уделяют куда больше внимания другим вопросам. Регионам предстоит проделать серьезную аналитическую работу по подготовке программ модернизации: составить подробные картины заболеваемости граждан, выявить «узкие места», сопоставить все это с коечным фондом, составом кадров. Это, по мнению министерства, даст возможность определить, какие именно направления медпомощи необходимо укреплять и развивать в первую очередь. «Размазывать» средства по всем поликлиникам и больницам «тонким слоем» Минздрав не позволит.

Простые медики, не принимающие участия в столичных мероприятиях, и проводящие много времени у больничных коек, ответили на радужные планы министра Голиковой через интернет:

«Реформа нужна – но никто не задумывается прежде всего о нагрузке врачей (не хватает врачей в отделениях, а нагрузка только возрастает – стандарты только все разрабатываются) – и о зарплате врачей – к примеру хирурга в больнице. Если выделять средства (собранные опять же с народа), то следить надо за их распределением – сейчас выделяемые средства оседают вверху. Отчетность и контроль именно там надо усиливать».

«Еще 430 миллиардов? А хоть какой-нибудь, пусть последней, строкой в программе новой модернизации стоит увеличение заработной платы врачей? Три года подряд моя дочь через ночь работала медсестрой в реанимации. Зарплата – 2600. Начинающий врач будет получать – 4000 рублей. Все наши друзья – медики. Заведующие отделениями ведущих клиник, кандидаты и доктора наук с преподаванием на кафедрах и ночными подработками по 2-3 раза в неделю имеют в месяц – по 17-20 тысяч рублей.

Похоже, очередная модернизация особенно в аспекте укрепления материально-технического оснащения клиник – очередное перекачивание денег через частные фирмы».

Врачей легко понять. Тем более, что в программе модернизации записано три главных направления: укрепление материально-технической базы клиник, проведение информатизации отрасли и переход на единые для всей территории страны стандарты оказания медицинской помощи.

С первым направлением, разумеется, можно только согласиться: наши поликлиники и больницы по своему техническому оснащению оставляют желать много лучшего. Более того, примерно каждая пятая из них требует капитального ремонта. Однако при разговоре о техническом оснащении сразу вспоминается история с покупкой томографов. Между прочим, сами медики уверяют, что точно также закупалось медицинское оборудование и в других местах. Просто здесь никого не стали хватать за руку. А есть и еще одна проблема: на купленных за безумные деньги томографах далеко не везде есть кому работать.

Что касается информатизации отрасли, то к ней отношение многих медиков однозначно: это именно перекачивание денег из бюджета в чиновничьи карманы. А стандарты оказания медицинской помощи большинство россиян неоднократно испытывало на себе.

И когда в план реформы включается оценка работы руководителей здравоохранения регионов по вполне четким критериям, которые должны прописываться в региональных программах, перед глазами встает до боли знакомая картина. Врачи многих поликлиник, принимая пациента, все время пишут что-то и в его медкарте, и на специальных листочках. Именно этой писанине отдается основное время приема. Вот и весь уровень нашего медицинского обслуживания, поднять который за два года на обещанную высоту можно только на бумаге.

И вся информатизация нашего здравоохранения завершится тем, что немолодые врачи, которым удобнее писать ручкой, чем набивать текст на клавиатуре, будут еще больше времени уделять писанине, с трудом справляясь с купленными за полторы цены компьютерами.

И еще одна проблема, которую старательно обходят чиновники – платность наших бесплатных медицинских услуг, тесно связанная с заработками врачей. На эту тему сами медики, в отличие от чиновников из Минздрава, говорить не боятся, причем делают это очень откровенно. Из всех историй, порою просто страшных, а порою отвратительных, можно привести в качестве примера одну, скорее, анекдотическую. Рассказала ее на одном из интернет-форумов участковый терапевт Елена:

«В соответствии с нацпроектом участковым добавили к зарплате 10 тысяч рублей. Теперь у меня зарплата почти 20 тысяч рублей стала, но все равно приходится брать на работу бутерброды. Уверена, что деньги добавили из-за того, что умные головы прикинули: в моей специальности левых денег не заработаешь, а без терапевта никуда. Что же касается левых денег, то от 5 до 10 тысяч рублей в месяц может приносить перепродажа подарков: конфет, шоколада, коньяка, вина, шампуней – всего, чем бывают благодарны пациенты.

По пятницам в нашу больницу приезжает перекупщик Мансур, который скупает дары по всей поликлинике. Раньше он по кабинетам ходил, а сейчас приходит в ординаторскую примерно в 11 часов, и к нему со всего четырехэтажного здания несутся работники с пакетами, которые потом еле влезают в его джип. Из врачей вырастает целая очередь. Приема больных не ведется, пока врачи не сдадут Мансуру добычу».

И этот рассказ участкового терапевта – не столько анекдот, сколько приговор планам реформы здравоохранения, стыдливо обходящим самые больные проблемы. Только понимать это чиновникам невыгодно: реформа-то проводится в их пользу.