Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в работе инвестиционного форума В«Россия зовёт!В

Как заявил В.В.Путин, Правительство России намерено выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году. «Рассчитываю, что основным источником ликвидации дефицита бюджета станет здоровый и качественный экономический рост», — сказал глава Правительства. Премьер отметил, что российские власти расширяют систему налоговых стимулов для инвестиций в модернизацию экономики: часть новых налоговых инициатив уже внесена в парламент. При этом В.В.Путин пообещал, что низкая ставка налога на прибыль и плоская шкала подоходного налога в России сохранятся. Как отметил Премьер, с начала 2010 года приток в Россию прямых иностранных инвестиций уже составил 25 миллиардов долларов.

Он отметил, что российские власти высоко ценят тот факт, что все больше инвесторов выбирают российскую экономику, ее биржевые площадки для приложения своих сил и капиталов. При этом, подчеркнул Премьер, российская экономика больше не нуждается в антикризисных «заначках»: «Мы можем эффективно отреагировать на любой форс-мажор в рамках обычных бюджетных правил», — сказал В.В.Путин. Глава Правительства отметил, что в бюджете будущего года отсутствует специальный антикризисный фонд, однако это не означает полного прекращения финансирования антикризисных проектов. «Многие из них в бюджете, конечно же, сохраняются», — уточнил Премьер.

Выступление В.В.Путина на форуме:

Уважаемые дамы и господа! Уважаемые гости!

Я действительно рад приветствовать вас на инвестиционном форуме, организованном по инициативе нашего банка ВТБ. Он проходит уже во второй раз и, надеюсь, станет традиционным.

Банку ВТБ удалось, на мой взгляд, создать по-настоящему востребованную, интересную площадку для рассмотрения актуальных проблем российских, да и мировых финансов и экономики, для анализа инвестиционных процессов, привлечь к участию в дискуссии весьма авторитетных и компетентных специалистов.

Действительно, сейчас накопилось много вопросов, которые стоит обсудить. И прежде всего это макроэкономика и стратегия развития ведущих стран в достаточно жёстких реалиях посткризисного мира, когда всем нам приходится искать новые факторы роста, причём в условиях ограниченных ресурсов и пока ещё слабого инвестиционного и потребительского спроса.

Хорошо известно: правительства многих стран и в Европе, и на Американском континенте в разгар кризиса существенно нарастили свои бюджетные расходы, пошли на серьёзные дефициты, к старым, ещё докризисным долгам прибавились новые.

Известный маастрихтский критерий гласит, что государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Сегодня этот порог — порог безопасности — превышают практически все крупные экономики мира. И теперь правительства, финансовые власти решают
2000
весьма трудную задачу — как плавно выйти из антикризисных мер, свернуть многомиллиардные программы стимулирования спроса и при этом не подорвать перспективы восстановления экономического роста. Я убеждён, что в конечном счёте все наши партнёры справятся с этой проблемой.

Со своей стороны, Россия также должна реализовать свою оптимальную стратегию выхода из антикризисных программ. Причём, если смотреть на вещи объективно, поле для манёвра у нас все-таки шире, чем у наших партнёров. Тот же госдолг по итогам 2010 года составит в России лишь 11% ВВП. В ближайшие годы, скорее всего, Россия будет наращивать своё присутствие на рынке капитала. Но даже с учётом этого наш госдолг всё равно не превысит 20% ВВП. На общемировом фоне это минимальные значения, весьма неплохой показатель.

30 сентября Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2011-2013 годы. Обращаю внимание: в нём отсутствует специальный антикризисный фонд, который мы формировали в 2009-2010 годах, чтобы затем расходовать заложенные в нём многомиллиардные суммы на оперативное решение возникающих проблем. Я думаю, что нам уже не понадобятся чрезвычайные механизмы и так называемые заначки, как у нас говорят, в бюджете и мы сможем эффективно отреагировать на любой форс-мажор в рамках обычных бюджетных правил.

Однако отсутствие специального фонда вовсе не означает, что в 2011 году полностью прекратятся программы финансирования антикризисных проектов. Многие из них в бюджете, конечно же, сохраняются — например, продолжится программа утилизации легковых автомобилей.

Здесь я хотел бы отметить важную особенность антикризисной программы, которая была реализована в России. В значительной части она состояла из проектов, которые одинаково востребованы и в кризисный период времени, и в нормальных условиях на фоне устойчивого развития. Мы решали актуальные для граждан и для экономики страны проблемы, которые мы, так или иначе, должны были бы решать. И в этом плане российские программы стимулирования спроса были естественными и органичными. Так, вне зависимости от экономической конъюнктуры нужно было, например, обновлять парк муниципального транспорта — всё равно надо было это делать, убирать автохлам с наших дорог. И мы это сделали.

Одновременно необходимо было подтягивать машиностроение, создавать здесь эффективные рабочие места, поэтому были поддержаны планы автоконцернов по модернизации существующих производств, как, например, сейчас происходит на АвтоВАЗе, либо по созданию новых заводов для выпуска современной автомобильной техники и комплектующих. Многие из присутствующих в зале наверняка знают, слышали уже об этом: эти заводы были заложены в кризисное время, и сейчас только строительство некоторых из них закончилось, они вступили в строй и уже действуют.

Такая же логика развития применяется и в других отраслях экономики. Например, в 2009-2010 годах в строительном секторе основным заказчиком выступило государство. За счёт бюджетных средств приобреталось около половины квартир в новостройках. Они шли на обеспечение жильём ветеранов войны и военнослужащих, других категорий граждан, которых мы, так или иначе, всё равно должны обеспечивать жильём по закону.

Сейчас мы видим, как вновь оживает частный спрос. Люди готовы вкладывать средства в покупку жилья. И потому акценты государственной политики смещаются в сторону стимулирования жилищного спроса, стимулирования жилищного рынка. Внешэкономбанк направляет миллиарды рублей пенсионных накоплений в развитие ипотечного кредитования, а коммерческие банки постепенно снижают проценты по ипотеке. Объём выданных с начала года жилищных кредитов вырос более чем в два раза — с 82 млрд в 2009 году до 192 млрд в 2010 году. Это данные за январь-июль соответствующего года.

При этом Правительство закладывает в бюджет значительные средства для обеспечения жильём граждан, перед которыми есть обязательства, установленные, как я уже говорил, законом.

Мы и дальше будем поддерживать спрос на жильё. А чтобы не допускать всплеска цен, появления пузырей на рынке, одновременно будем формировать адекватное предложение, предоставлять под застройку новые земельные участки, снижать административные барьеры в стройиндустрии, развивать проекты строительства жилья экономкласса. В наших планах — к 2016 году увеличить объём жилищного строительства почти в два раза, практически в два раза, с сегодняшних 55-60 млн кв. м до 100 млн кв. м в год.

Стройиндустрия получит мощный стимул и благодаря развитию масштабного дорожного строительства. Для этого с 2011 года создаются специальные дорожные фонды, которые будут пополняться за счёт акцизов на бензин и дизельное топливо.

Полагаю, что российская экономика в состоянии избежать повторения негативного сценария, который разыгрывается сейчас на многих европейских рынках. Мы с вами это видим, когда вслед за свёртыванием государственных программ поддержки начинается длительная полоса стагнации.

У нас есть все ресурсы, чтобы не снижать активность государства до тех пор, пока экономика нуждается в такой поддержке.

Уважаемые коллеги!

Мы можем себе позволить такую политику, и прежде всего потому, что опираемся на стабильную макроэкономическую политику.

С 2000 по 2008 год Правительство России сводило бюджет с профицитом. Мы сберегли издержки доходов от продажи углеводородного сырья, сформировали два суверенных фонда — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

В период кризиса средства Резервного фонда направлялись на погашение бюджетного дефицита. В 2011 году этот фонд в целом будет израсходован.

Но вот что касается Фонда национального благосостояния (а это 2,7 трлн рублей, или 87 млрд долларов), то мы, несмотря на все трудности, использовали эти средства в незначительном объёме. Здесь господин Улюкаев выступал, наверняка сказал о растущих резервах Центрального банка, Банка России. Они сейчас, по-моему, уже где-то 476 млрд достигли — 490 млрд, подбираются к 500 млрд долларов. Это всё говорит о том, что сейчас у России есть солидная страховка, которая позволяет уверенно чувствовать себя при любом, даже неблагоприятном развитии ситуации в глобальной экономике, включая падение цен на мировых рынках сырья и углеводородов, хотя большинство экспертов, наоборот, прогнозируют их рост в среднесрочной перспективе. Собственно говоря, мы сейчас на рынках наблюдаем где-то по Urals, по-моему, 82 доллара — 82 с лишним за баррель.

Проект бюджета на 2011 год свёрстан с дефицитом 3,6% ВВП. В 2012 году намерены снизить его до уровня менее 3%, а к 2015 вновь вернуться к сбалансированному, бездефицитному бюджету. Я вот сейчас сказал о ценах на нефть, что они растут, за ними подтягиваются цены на газ — это основное наше сырьё, которое мы продаем и от которого бюджет получает доходы. Но хочу вас проинформировать, я уже говорил на аналогичном форуме в Сочи: мы бюджет-то считаем из 75 долларов за баррель, а расходную часть — вообще из 70 долларов. Мы очень аккуратно подходим к решению вопросов подобного рода. Что касается дефицита, я очень рассчитываю на то, что мы выдержим этот график.

Рассчитываем, что основным источником ликвидации дефицита бюджета станет здоровый и качественный рост экономики. По прогнозу в 2010 году ВВП увеличится примерно на 4%. Такие же темпы должны сохраниться и в среднесрочной перспективе. При этом, конечно же, мы будем проводить политику экономии бюджетных средств, предъявлять самые строгие требования к эффективности использования каждого бюджетного рубля, сокращать или даже отказываться от тех программ, которые мы считаем пока второстепенными. Но в то же время у Правительства России есть возможность запускать новые приоритетные проекты.
В 2010 году — многие из присутствующих в зале знают об этом — мы провели существенное повышение пенсий сразу на 46%, добились того, чтобы все граждане России пожилого возраста получали доходы выше прожиточного минимума.

В 2011 году стартует новый, крупнейший, знаковый социальный проект, такой как реформа здравоохранения. Намечено провести ремонт и оснащение необходимым современным оборудованием всей сети медицинских учреждений, во всех р
63a1
егионах Российской Федерации, а главное — создать эффективную систему обязательного медицинского страхования, систему, в центре которой будет находиться человек, пациент с его проблемами и трудностями, а не бюджетное учреждение.

Как вы знаете, было принято решение повысить страховые взносы на фонд оплаты труда и акцизы на нефтепродукты — я, собственно говоря, уже об этом упоминал. Этот шаг продиктован необходимостью платить достойные пенсии, улучшать работу больниц и поликлиник, строить дороги.

В остальном же Правительство России не отступит от принципов налоговой реформы, сохранит её позитивные результаты, низкую ставку налога на прибыль и плоскую шкалу подоходного налога. Мы не только не сокращаем, но даже расширяем систему налоговых стимулов для инвестиций в модернизацию экономики. Часть новых налоговых инициатив уже внесена в парламент. Это, например, законопроекты об установлении льгот для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование, о сниженных налоговых ставках по страховым взносам для резидентов технико-внедренческих зон, малых инновационных фирм, для средств массовой информации.

Могу также сказать, что в ближайшие дни мы направим в Государственную Думу законопроект — мы уже об этом говорили несколько раз ранее, — который освободит инвесторов от налога на прибыль при продаже ценных бумаг при условии, что срок владения ими превышает пять лет, и они не оборачиваются на биржевом рынке. Эта льгота имеет существенное значение для развития венчурного бизнеса и привлечения долгосрочных инвестиций.

Уважаемые дамы и господа!

Мы высоко ценим тот факт, что всё больше инвесторов выбирают российскую экономику, её биржевые площадки для приложения своих сил и капиталов. Это видно и по динамике российских биржевых индексов, и по цифрам притока капитала в нашу страну. По сравнению с кризисным минимумом октября 2008 года биржевые индексы выросли в России почти в 3 раза. С начала 2010 года приток в Россию прямых иностранных инвестиций составил 25 млрд долларов.

Сейчас перед нами стоит задача максимально оперативно завершить формирование законодательной базы современного рынка ценных бумаг, чтобы его правила и технологии соответствовали лучшим мировым практикам.

Уже принят закон о борьбе со злоупотреблением инсайдерской информацией и противодействии манипулированию рынком.

В ближайшее время будет завершена работа над нормативными актами, регулирующими инфраструктуру финансового рынка, над такими правилами, как эмиссия ценных бумаг, биржевые торги, клиринг, работа центрального депозитария.

Всё это необходимые, важные шаги по созданию в столице России полноценного мирового финансового центра.

Уважаемые коллеги!

Завершая своё выступление, я хотел бы ещё раз подчеркнуть: глобальный кризис стал для России действительно серьёзным испытанием. Но его уроки подтвердили правильность избранного нами пути, а заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста.

ВВП пока ещё восстанавливается средними темпами. Ещё, конечно, не дошёл до докризисного уровня. По оценке, для этого потребуется ещё определённое время. Но уже сегодня у России новая повестка дня. Это устойчивое развитие и модернизация ключевых отраслей экономики. И я полагаю, что у нас есть все шансы полностью воплотить этот план в жизнь.

Я хочу вас поблагодарить за внимание и пожелать вам успешной работы. Спасибо!

 

* * *

Ответы В.В.Путина на вопросы из зала:

Вопрос: Здравствуйте, Владимир Владимирович! У меня к Вам вопрос как к председателю Правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Он касается сделок, когда чисто российские компании, имеющие в своём составе иностранную «дочку», приобретают активы, которые являются стратегическими по закону о стратегических инвестициях.

В последний год мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда с одной стороны Федеральная антимонопольная служба и Правительственная комиссия осуществляют свою деятельность, исходя из того, что таким компаниям (так как они являются российскими) не требуется согласования для таких сделок, а с другой стороны мы видим ряд судебных решений, где подобные сделки постфактум признаются ничтожными, так как они не были согласованы.

Данная ситуация (второй подход, о котором я сказал) означает ничтожность ряда важнейших сделок. Например, приобретение «Газпромом» контрольного пакета «Север-Энергии», приобретение НОВАТЭКом контрольного пакета «Ямала СПГ», обязательное предложение по ОГК-2 и так далее. Естественно, все эти компании не обращались за разрешением Правительства, так как оно не должно требоваться.

В связи с этим у меня к Вам вопрос. Можно ли рассчитывать, во-первых, на то, что Правительственная комиссия опубликует своё официальное мнение по данной проблеме? И во-вторых, будет ли сформирована единая государственная позиция, включая позицию высших судебных органов, по данному вопросу, чтобы снять неопределённость и риски для инвесторов — как государственных, так и портфельных, как российских государственных, так и частных компаний? Спасибо.

В.В.Путин: В деятельность судов мы, конечно, вмешиваться не можем, а судебная система сейчас вынуждена опираться на некачественное правило, выработанное нами. Я должен это признать. Мы уже обсуждали несколько вопросов подобного рода и пришли к выводу, что мы должны внести некоторые коррективы и исключить из судебной, административной практики вопросы спорного характера. Как правило, может быть, не по тем примерам, которые Вы привели, возникают споры, которые к стратегическим активам прямого отношения не имеют. Что касается разъяснения нашей позиции, то мы эту позицию сформулируем, с тем чтобы помочь участникам этих процессов выйти из тех кризисных ситуаций, в которых они оказались.

Вы, безусловно, правильно обратили внимание на проблему. Она существует, мы сами это уже увидели. Совсем недавно только на Правительственной комиссии, которая решает вопросы по стратегическим активам, по инвестициям в стратегические активы, разбирали одно из дел, которое явно, по сути, по содержанию своему нельзя относить к стратегическим. Мы это поправим.

Реплика: Если позволите, вопрос к госпоже Лагард (К.Лагард — министр экономики, промышленности и занятости Французской Республики) и господину Тигипко (С.Л.Тигипко — вице-премьер Украины). С точки зрения интересов ваших компаний вы можете сказать, что вы имеете какую-то информацию относительно вовлечённости их в эти области, есть ли какие-то жалобы?

В.В.Путин: Извините, я просто добавлю. Но в целом мне кажется, что система заработала, работает достаточно стабильно. Сбои небольшие есть, но, повторяю, мы это отшлифуем.

К.Лагард (как переведено): Я уже сказала о том, что французские компании очень хорошо взаимодействуют с российскими компаниями, существует хороший климат, удовлетворительный климат инвестиций. Я говорю о таких компаниях, как «Лореаль», «Пежо», «Ла Форж», «Тоталь». Это крупные французские компании, которые замечательно были приняты в России, замечательным образом организована была их работа с точки зрения инфраструктуры, с точки зрения заводов и так далее. Это будет сделано достаточно быстро.

С.Л.Тигипко: Что касается украинских компаний, то я могу сказать, что наши рынки настолько совмещённые, настолько близки друг другу и, слава богу, у нас нет каких-то особых торговых проблем сейчас, что инвестировать украинским компаниям в российский рынок особого смысла нет.

Мы можем работать совершенно спокойно у себя, имея нормальную инфраструктуру, нормальные отношения, продавать товары и услуги на вашем рынке. Каких-то проблем особых нет. Мы имели проблемы пять лет назад, которые были вызваны прежде всего политикой — я считаю политикой Украины, — и я могу сказать, что многие украинские компании из-за этого страдали, серьёзно страдали. Сейчас нормализация отношений сняла все эти вопросы.

В.В.Путин: Я хочу сказать, что в последние пять лет, прежде всего, страдали российские компании, а потом уже украинские. Это первое замечание. И второе. Всё-таки я позволю себе не согласиться с моим коллегой и хорошим товарищем.

Мне кажется, что всё равно есть смысл инвестирования в российскую экономику со стороны украинских партнёров, инвесторов. И мы видим такой интерес. И не только в нефтегазовый сектор (а туда-то он сохраняется постоянно, постоянно сохраняется интерес к инвестированию в энергетику), но и в другие — в машиностроение и в некоторые другие сферы.

Вы знаете, мы обсуждаем сейчас с нашими украинскими партнёрами возможность объединения в судостроении, авиастроении, атомном машиностроении, и там могут потребоваться взаимные инвестиции. Мне кажется, что это очень перспективные и интересные сферы приложения наших усилий — интеллектуальных и инвестиционных.

Я вас прошу ещё раз подумать над этим и в практическом плане всё-таки посмотреть на то, где украинские инвесторы могли бы приложить свои силы, в строительном секторе, например.

С.Л.Тигипко: Владимир Владимирович, мы надеемся, всё-таки вы к нам больше придёте.

В.В.Путин: А вы знаете, что на самом деле, скажем в условиях кризиса в строительном секторе, мы же осуществляли и осуществляем до сих пор крупномасштабные строительные программы. Мы таких денег раньше никогда не вкладывали, скажем, в обеспечение жильём военнослужащих. Речь идёт о десятках миллиардов рублей — 50, 60, 80 млрд. Вот если бы вы присутствовали на нашем рынке, были бы инвестором — получили бы эти заказы внутри страны… Да, не смешно. На самом деле в условиях кризиса, ой как, помогло бы!

С.Л.Тигипко: С этим согласен.

В.В.Путин: О, ну слава богу! Спасибо большое. Это очень сложно было — добиться согласия от украинских партнёров. Спасибо, Сергей.

Вопрос (как переведено):  Я хотела бы спросить о приватизации. Не могли бы Вы объяснить, как вы будете проводить этот процесс? Как компания будет выходить на рынок? Как вы будете делать это? Какова роль миноритарных владельцев акций? И в следующие пять лет сохранится ли государственный контроль? Благодарю Вас.

В.В.Путин: Вы знаете, процесс приватизации в России идёт давно и по-разному оценивается. И результаты этого процесса по-разному оцениваются. Теперь мы, конечно, подходим к нему очень аккуратно, сдержанно. Но тем не менее считаем, что это один из существенных ресурсов структурного изменения экономики, придания всей экономике более рыночного характера. И то, о чём говорил выступавший здесь после меня коллега — мы считаем, что государство должно уходить из некоторых сфер, где его присутствие не так важно с точки зрения стратегических интересов. В этом смысле мы действительно считаем возможным продавать часть пакетов в наших крупных компаниях. И при этом, безусловно, одним из важнейших направлений нашей деятельности здесь будет обеспечение интересов миноритарных акционеров. Вот как это будет делаться — мне кажется, организатор нашего сегодняшнего форума легко объяснит. Пожалуйста, Андрей Леонидович (обращаясь к А.Л.Костину — главе ОАО «Банк ВТБ»). Банк ВТБ полностью принадлежит Правительству. И мы планируем продать часть пакета, думаем об этом. Вот Андрей Леонидович легко скажет о том, как это планируется делать.

А.Л.Костин: Владимир Владимирович, я однажды в дискуссии с иностранными банкирами, которые говорили, как сложно работать с акционерами, сказал, что им и не снится ситуация, в которой я нахожусь. Потому что у меня главный акционер, который решает принципиальные вопросы, в том числе о назначении и снятии председателя банка, — это государство. Цену на акции определяют миноритарные акционеры, которые работают, сидят в Бостоне или Лондоне, а в России ещё есть 150 тыс. граждан, которые владеют очень маленькой долей акций, но которые тем не менее постоянно интересуются деятельностью банка и требуют отчетности и открытости и так далее.

Эта ситуация, конечно, непростая и, кстати, не очень типичная для западных компаний: там структура собственности бывает, как правило, проще. Но я бы хотел сказать первое. Во-первых, в России, на мой взгляд, очень продвинутые, современные законы относительно защиты прав миноритариев. Они, пожалуй, одни из самых, мне кажется, современных, одни из самых качественных. Другое дело, что есть фраза Щедрина о том, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Но, на мой взгляд, сегодня развитие корпоративной культуры, отчётности (мы сегодня, скажем, зарегистрированы как на Российской, так и на Лондонской фондовых биржах) — все отчетности, все конференц-коллы с акционерами, вся ответственность, которую мы берём, — она абсолютно адекватна тем нормативам, которые существуют сегодня в мире. Поэтому повторяю, при том понимании, что Правительство сегодня является главным акционером ВТБ, мы, если хотите, вынуждены быть чрезвычайно внимательны к нашим иностранным акционерам, потому что вы определяете на рынке цену акций нашего банка. Наша основная задача сегодня — это рост капитализации.

В.В.Путин: Как будет происходить дальнейшая приватизация?

А.Л.Костин: Владимир Владимирович, дальнейшая приватизация будет происходить так, как Вы скажете, потому что вы — главный акционер…

В.В.Путин: Всё испортил!

А.Л.Костин: Но если брать банк ВТБ, то мы сейчас действительно заняты процессом поиска потенциальных инвесторов. Мы считаем, что это должны быть инвесторы, которые действительно рассматривают вложения в банк ВТБ как стратегические. Мы, кстати, предлагали, а Вы в принципиальном плане уже одобрили, что, скажем, банк ВТБ в своём наблюдательном совете должен иметь представителей этих инвесторов в качестве члена наблюдательного совета, что позволит им иметь прямое влияние на определение стратегии банка, на получение информации. Поэтому я думаю, эти меры — если это произойдёт, и государство продаст часть пакета и понизит уровень своего участия, — безусловно, будут означать и большую вовлечённость миноритарных акционеров непосредственно в принятие ключевых решений банка, в информированность и так далее.

В.В.Путин: И наконец, последняя часть вопроса, которую я считаю очень важной. Возможно ли, что государство станет в таких вот активах миноритарным акционером либо вообще из них выйдет? Возможно. Это требует времени, нужны необходимые изменения в экономике, в социальной сфере — такие важные это для нас активы. Но в целом это вполне возможно.

Вопрос: Благодарю Вас за то, что Вы отвечаете на вопросы. Я являюсь акционером ВТБ, и мы, конечно, являемся миноритарным акционером. И мы замечаем, что, например, «Газпром» в этом году получит максимальную прибыль, и Россия этим гордится. С 2005 года «Газпром» увеличивает прибыль в 3 раза, а капитализация снижается на 30%. И я хотел бы спросить, какова точка зрения Правительства на эту ситуацию? Будет ли изменять «Газпром» свою политику?

В.В.Путин: В «Газпроме» Правительство тоже является контрольным акционером. Тем не менее, мы стараемся не вмешиваться в оперативную работу этого акционерного общества. Что касается политики, скажем выплаты дивидендов и так далее, это всё определяется в общем-то правлением, вы это хорошо знаете, мы не лезем туда. Но что касается самой капитализации «Газпрома», то, естественно, на этой капитализации отразились проблемы мирового финансового кризиса и значительных падений в энергетическом секторе и по ценам, и по объёмам продаж.

Я просто не сомневаюсь, что мы в ближайшее время — мы уже это наблюдаем — будем свидетелями возвращения уровня капитализации таких компаний, как «Газпром». И думаю, что миноритарные акционеры достаточно быстро восстановят утраченные объёмы за период кризиса.

Сейчас, вы знаете, что цены на газ с лагом примерно в шесть месяцев следуют за ценами на нефть. Цены на нефть растут, цены на газ будут подрастать — соответственно, капитализация компании будет расти.

Но это не самое главное. Самое главное, что у «Газпрома» есть очень большой, впечатляющий, я бы сказал, план развития. Это касается и Штокмановского месторождения, это касается месторождения на полуострове Ямал, где у нас подтверждённые запасы исчисляются триллионами кубических метров газа. Триллионами!

Но и это не всё. Я думаю, что немаловажным является то, что планирует и делает государство внутри страны. Мы хотим выйти на так называемые равно доходные цены внутри страны. Всё равно газ будет в России намного дешевле, чем у наших основных потребителей. Потому что мы — страна-производитель и не нужно платить за транспорт. Но тем не менее для самой компании это исключительно позитивный процесс. Если мы будем иметь в виду все эти составляющие, совершенно очевидно, что и инвестиционная деятельность, и восстановление на мировых рынках, и наша последовательная работа внутри страны, и многие другие составляющие неизбежно приведут к росту капитализации компании.

А вот как сама компания будет вместе с вами решать вопрос по дивидендам — вы там как акционеры, думаю, примите правильное решение, имея в виду, чтобы и дивиденды были достойные, чтобы держатели акций были экономически заинтересованы иметь в своем портфеле такие акции, но в то же время, чтобы компания всегда имела инвестиционный ресурс для реализации своих планов.

А.Л.Костин: Владимир Владимирович, можно добавить несколько слов к Вашим словам? Хотел бы добавить к тому, что сказал Владимир Владимирович. Не всегда у инвесторов, у акционеров существует правильное понимание взаимоотношений между государством как главным акционером и компанией, где есть преимущественно государственное участие. Нам иногда говорят: вот роль государства…  Иногда считается, что ежедневно мы получаем инструкции, как нам вести нашу коммерческую деятельность. Такого не происходит. Государство как главный акционер определяет, конечно, стратегию, какие-то базовые показатели, но коммерческая деятельность государственной компании или компании с государственным участием строится так же, как и любой другой компании акционерного общества. В этом плане нет большого различия между другим мажоритарным акционером и государством. Мне кажется, это важно подчеркнуть, потому что иногда боятся: ну вот вы — государственные, поэтому завтра вам дадут другое задание и вы будете работать в другую сторону. Такого не происходит. Компания действует, исходя абсолютно из логики рынка, конъюнктуры, и каких-либо специальных политических указаний мы ежедневно не получаем. Спасибо.

Вопрос (как переведено): Я знаю, Владимир Владимирович, что Вы очень заинтересованы сделать инвестиционный климат в России интересным. Я тоже. Я — портфельный менеджер, поэтому мне тоже интересно привлечь инвесторов — от этого зависит мой бонус. Но большинство инвесторов на каждой встрече, на которую я прихожу и говорю о компаниях с государственным участием, все инвесторы выражают беспокойство. Последний случай, например, Новороссийский порт. Когда «Транснефть» с большим участием государства приходит, акция падает в никуда.  Что хочет государство — мы не знаем. Но это плохо. Каким образом Вы можете изменить это мнение и что можно сделать, чтобы миноритарии почувствовали себя в безопасности, что государство не придёт и не заберёт? Потому что ЮКОС закрыт достаточно давно, но он всё ещё присутствует:  можете мне поверить, что нет ни одной встречи, где не спрашивали бы про ЮКОС. Спасибо.

В.В.Путин: Что касается Новороссийского порта, то Вы знаете, у нас не было никакого желания туда заходить. Это у частных инвесторов было желание продать.

 

Продолжение следует…