Стратегия развития СКФО включает строительство дорог в Абхазию и в обход Абхазии

В Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, официальный текст которой 4 октября опубликован на сайте правительства РФ , в качестве приоритетных упоминаются два маршрута автомобильных дорог, которые должны соединить Северный Кавказ и побережье Черного моря. С одной стороны, Стратегия предполагает «проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации для создания межрегионального автодорожного маршрута на направлении Минеральные Воды — Черкесск — Адлер». Одновременно планируется «создание международного автодорожного маршрута Черкесск — Сухум, обеспечивающего прямое сообщение из центральных районов Российской Федерации в Республику Абхазия».

Строительство автодороги Черкесск — Сухум предполагает восстановление Военно-Сухумской дороги, построенной в начале 20 века. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги — 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги сейчас асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии — турбаза «Северный приют». Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала — армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в нескольких километрах южнее Сухума. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения.

Вопрос о строительстве дороги, соединяющей Северный Кавказ с черноморским побережьем, активно обсуждался в российских правительственных кругах и на региональном уровне как минимум с середины 2000-х гг. Эксперты единодушно признают, что строительство такой дороги позволит объединить черноморский и северокавказский туристические комплексы, будет способствовать укреплению внешнеэкономических связей республик Северного Кавказа. Однако единства в отношении того, как должна пройти эта дорога — в Абхазию или к Большому Сочи — достигнуто так и не было. Разные точки зрения на этот вопрос сохранялись до последнего времени и в Карачаево-Черкесии, откуда должна пройти дорога к Черному морю. Так, 6 июля заместитель начальника Управления федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии Анатолий Озов в интервью журналистам дал понять, что, позитивно оценивая проект восстановления Военно-Сухумской дороги, считает целесообразным строить дорогу из Карачаево-Черкесии непосредственно к Большому Сочи: «Зачем ехать через Сухум на море в Россию, когда можно ехать в Адлер и уже потом — в Сухум. То есть вопрос связи с Абхазией дорога Черкесск-Адлер решает не хуже дороги Черкесск-Сухум. И я убежден, что для отдыхающих так удобнее
15c4
«. Эксперт по транспортным и энергетическим проблемам Юга России Андрей Гудимов (Черкесск) в беседе с ИА REGNUM Новости отмечал, что команда предыдущего главы Карачаево-Черкесии Мусатфы Батдыева активно выступала за строительство дороги к Большому Сочи (Псемен — Дагомыс), хотя оно и обойдется значительно дороже, чем восстановление Военно-Сухумской дороги. По оценкам Гудимова, работы, необходимые для того, чтобы сделать Военно-Сухумскую дорогу проходимой хотя бы для недлинномерного транспорта, могут быть осуществлены за один год. «За год наш регион из континентального превратится в приморский, а это совершенно другая структура экономики,» — заявлял эксперт.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин , находясь с рабочей поездкой в Карачаево-Черкесии 3 августа, заявил, что автодорога «Черкесск — Сухум» после ее восстановления может стать платной.

Очередность реализации двух дорожностроительных проектов в Стратегии не прописана. В приложении к Стратегии лишь указано, что к приоритетным мероприятиям 2010-2013 годов относится «реконструкция участков автомобильной дороги А-155 Черкесск — Домбай» до границы с Абхазией (в документе вместо границы с Абхазией ошибочно упоминается «граница с Грузией»).