Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина на международном инвестиционном форуме В«Россия зоветВ

Уважаемые участники Форума!

Рад приветствовать вас здесь в Москве. Такая аудитория ждет чего-то нового о том, как в России строить свой бизнес в посткризисный период. И здесь, думаю, есть, что сказать. Правительство подготовило целый ряд мер, которые должны в посткризисный период способствовать стабилизации экономического роста и выходу на его новую планку. Но в начале нам нужно пройти несколько сложных лет, также как и мировой экономике. Уже в эту субботу состоится очередное ежегодное собрание МВФ и Всемирного банка, в котором я приму участие. Мы будем обсуждать новую ситуацию в мировой экономике.

Этот год окажется менее успешным, чем первоначально ожидалось, но прогнозы на ближайшие три года в мировой экономике несколько увеличены в пределах полпроцента. Но эта переоценка скорее в положительную сторону, это ожидание роста, ожидание стабилизации экономики. Да, мировая экономика будет медленно выходить из кризиса, не будет так быстро расти спрос частных домохозяйств, частых компаний. Тоже самое, похоже, будет происходить и в России. Мы не будем иметь ту систему факторов роста, которая была до кризиса: высокие цены на нефть, очень высокий приток капитала в ожидании укрепления рубля и высоких цен на нефть. У нас не будет такого же спроса на мировых рынках на российские товары. Внутренний спрос и рост кредитного портфеля банков и кредитов физическим лицам не будет таким же высоким. Мы будем иметь ситуацию более умеренного роста, умеренных факторов роста.

Поэтому мы ожидаем, и такой прогноз мы внесли в парламент на этой неделе, мы ожидаем около 4% роста в этом году и около 4% роста в ближайшие три года. Инфляция в этом году в России будет самая низкая с 1992 года, около 8%. Наша задача — за ближайшие три года инфляцию снизить до 5,5%. Это создаст новую ситуацию со ставками кредитов на рынке. Даст возможность российскому финансовому сектору конкурировать по предложению кредитов по их цене с внешними финансовыми институтами. Это будет способствовать расширению и укреплению финансового ранка России.

Мы даже в самый жесткий период — 2008 году — даже тогда мы имели положительный текущий счет платежного баланса. Экспорт превышал импорт и эта позиция сохранилась до сих пор. В ближайшие годы мы планируем положительное сальдо текущего счета платежного баланса. Это будет поддерживать нашу валюту. В 2008 году, в период самых сложных настроений на рынке, отток капитала из России составил 130 млрд. долларов. Только за один год, это был, в основном, четвертый квартал 2008 года. Работал Центральный банк, с учетом резервов Правительства мы успешно с
431f
правились с этим оттоком. Он был связан с ожиданием девальвации. Начало 2009 года все поставило на свои места, рубль закрепился на новой позиции, и в настоящий момент мы ожидаем, что в этом году может быть еще будет отток капитала, или нулевая отметка, но, скорее всего, отток. Но в ближайшие годы мы будем иметь стабильный приток капитала.

Мы, Правительство, рассчитываем на прямые иностранные инвестиции. И в 2008 году они достигали 75 млрд. долларов, одновременно с тем, что спекулятивный капитал дал отток 130 млрд. долларов. То есть, те инвесторы, которые работают в России, они все-таки работали даже в этот кризисный год. В прошлом году прямые иностранные инвестиции составили около 36 млрд. долларов, это существенное снижение от докризисного показателя. Но уже в этом году, мы думаем, превысим планку 40 млрд. долларов. А в ближайшие два года — планку 50 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

В этой связи общий объем инвестиций в основной капитал будет расти и этот рост составит от 3 — 4% в ближайший год, до 10% в 2011 году и 7,4% в 2013 году. Соответствующий прогноз мы сделали публичным, он доступен.

Будем наращивать инвестиции и к ВВП. Примерно их объем будет составлять около 20 %. Это маловато для достаточно бурного будущего роста, поэтому в ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу способствовать формированию новых факторов роста российской экономики, открытию новых зон инвестиций. И сейчас главные наши цели — модернизация экономики, перевооружение ведущих отраслей, связанных с промышленностью, с услугами, с банковским сектором, с транспортом, связью, сельским хозяйством. Здесь мы формируем механизмы усиления гарантий стабильности. Государство готово участвовать в поддержке инвестиций в разных формах частно-государственного партнерства, совместных программ, строительстве инфраструктуры для крупных промышленных объектов. Такие программы сегодня существуют в нашем проекте бюджета.

Мы совершенно по-новому представили государственный бюджет на три года, он теперь будет распределяться по программам. И первый такой переходный бюджет, который описывает 39 государственных программ, представлен в трехлетнем бюджете. 97% бюджета теперь концентрируются в этих программах. Это программы от повышения качества жизни до модернизации и создания инновационного типа экономики. Они доступны, вы можете получить доступ к этой информации. В этом проекте бюджета эти программы представлены пока одной строчкой, и средства распределены по этим программам. Но в течение этого года мы утвердим все эти программы, представим через Правительство с привлечением Государственной Думы, специалистов, экспертов, бизнеса. Программы будут обсуждены. Каждая копейка бюджетных средств будет ориентирована на цель, будет иметь промежуточные задачи, будет иметь индикаторы отслеживания.

Эта система представления бюджета и представления программ должна быть новым этапом борьбы с коррупцией при распределении крупных государственных заказов. Во главу угла ложится четкая процедура экспертизы защиты этих расходов. Механизм реализации этих программ — он связан будет с совершенствованием контрактной системы, ответственности как заказчиков, так и подрядчиков, которые будут участвовать в выполнении этих программ. Эта новая система готовится, мы сейчас с Министерством экономического развития согласовываем план такого рода государственных закупок, которые будут помогать реализации этих госпрограмм.

По сути, мы имеем новый срез государственного управления, перестройку механизмов государственного управления в новых посткризисных условиях. На уровне федерального бюджета государственные инвестиции сохранятся примерно на уровне 3% ВВП, что позволит реализовывать эти государственные программы. Ожидается стимулирование развития целых отраслей, таких как авиация, судостроение, фармацевтическая промышленность, станкостроение, электронное приборостроение и других.

Результатом кризиса стала проверка на прочность финансовой системы России. Государство сумело, как и в других странах, создать серьезный пакет поддержки финансового сектора. Меня как и моих коллег на Западе упрекают в том, что поддержка финансового сектора еще не дала ожидавшегося результата, например, в виде прироста кредитов. Хотел бы назвать несколько цифр, которые характеризуют прохождение финансового кризиса нашей финансовой системой. В самом начале 2008 года, когда мы еще не ощущали больших толчков кризиса — он ощущался только в западных странах — я сказал, что Россия на тот момент является островком стабильности. К нам кризис пришел позднее, в конце 2008 года. Его ключевые проявления сложились в конце 2008 года. Население еще не доверяло в полной мере финансовому сектору. У российского населения есть тяжелый опыт кризиса 1998 года, когда все ключевые банки России обанкротились, вклады были потеряны. Эта память сыграла свою роль в нынешний кризис.

За один месяц — в ноябре 2008 года — граждане забрали из банков 450 млрд. рублей со своих вкладов. Частично перевели их в валютные активы, частично вывели в другие средства сбережения, не веря тому, что банки устоят. Однако заработали антикризисные меры в виде привлечения субординированных кредитов, процентных ставок, субсидирования ставок нашей промышленности, рефинансирования части кредитов нашему крупному бизнесу, рефинансирования кредитов, взятых нашими системообразующими компаниями на Западе. Поддержали 295 основных предприятий в разных формах. Все это дало свой результат. С 1 января 2008 года по 1 сентября 2010 года активы банков возросли на 58,3 %. В настоящий момент они составляют 30 триллионов 953 млрд. рублей.

Это говорит о том, что мы смогли пройти этот период успешно. Собственные средства, капитал банков с 1 января 2008 года вырос на 71,6% и сегодня составляет 4,5 триллиона рублей. Капитал банков увеличился в период кризиса, мы увеличили минимальный объем собственного капитала банков, что тоже сыграло свою роль.

Прирост кредитов осуществлялся медленнее. В 2008 году он был примерно 24 процента, и только к концу года замедлился. В прошлом году мы не потеряли кредитный портфель банковского сектора. Он не прирос, но и не снизился. На 1 сентября 2010 года кредитный портфель вырос на 5,6 %. Доверие населения восстановлено. В прошлом году вклады населения увеличились на 26 %. В текущем году вклады населения продолжали расти. С начала года — на 16%. За три года суммарно, невзирая на кризис, вклады населения выросли на 69%. Это хорошие показатели прохождения кризиса финансовым сектором.

Мы продолжаем мониторить ситуацию в банковском секторе. Центробанк провел стресс-тестирование банков. Мы не намерены афишировать и публиковать соответствующие данные. Имеется опыт других стран, когда публикация данных стресс-тестирования вызывала больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, мы сегодня контролируем ситуацию в банковском секторе, несмотря на то, что в ближайшие дни мы можем столкнуться с отзывом лицензии у более слабых банков. Но это уже задача регулятора — Центрального Банка. Слабые звенья, которые не прошли проверку временем, должны отвечать по своим обязательствам. Отвечать в соответствии с процедурами, установленными законодательством, позволяющими реализовать требования кредиторов и вкладчиков. Полагаю, мы не избежим таких ситуаций, однако нам удалось пройти кризис так, что вкладчики не потеряли свои средства.

В ближайшее время Правительство усилит работу по нормативному регулированию финансового сектора. В данном случае говорю не только о банковском секторе, но и о секторе финансовых услуг, страховании. Правительство приняло решение о создании Международного финансового центра. За этим названием стоит очень большая работа по созданию инфраструктуры финансовых расчетов и устойчивости финансовых институтов, которые могут конкурировать со своими западными аналогами. Мы должны создать конкурентный сектор, который станет базой для предложения финансовых инструментов для модернизации. И это должно касаться финансовых средств и множества разнообразных финансовых инструментов, способных работать в условиях модернизации с инновационной экономикой. Здесь большой путь нужно пройти и Правительству и законодателям в части администрирования этих секторов, имею в виду финансовые услуги. Поэтому Международный финансовый центр — это наша как бы обобщенная задача по созданию развитого финансового инструментария модернизации экономики.

На днях я провел заседание Совета по финансовым рынкам при Президенте России. Мы уточнили план создания Центра с учетом кризиса. Уточнили некоторые задачи, список нормативных актов, в чем-то его расширили. Уточнили сроки. В ближайшие 2-3 года основная инфраструктура финансового рынка должна быть создана.

Еще одно решение нашего Совета по финансовым рынкам — создание рабочей группы по мониторингу системных рисков на финансовом рынке. В рамках этой группы, которую возглавил заместитель министра финансов Алексей Саватюгин, совместно с ключевыми ведомствами будет проходить работа по выявлению и анализу финансовых рисков в России. Мы будем использовать, безусловно, опыт других стран. Россия наравне с другими странами будет участвовать в разработке нового инструментария регулирования мировых финансовых рынков. Этот инструментарий включает в себя меры, связанные со смягчением эффекта процикличности деятельности банковского сектора, упорядочением оборотов внебиржевых производных инструментов, повышением эффективности корпоративных систем контроля за рисками, снижением зависимости от некоторых рейтингов.

Россия ввела свою систему аккредитации рейтинговых агентств. Мы повышаем требования к рейтингам. Целый ряд инструментов, связанных с банковскими нормативами, которые мы называем Базель-3, будут реализовываться в России. Базель-3 по ключевому показателю достаточности капитала ставит задачу чуть-чуть превзойти 10 %. В России этот показатель был установлен с начала 2000-х годов. По этому показателю мы уже в достаточной степени соответствуем международным нормам.

Среди важнейших программ поддержки рынка — программа приватизации. Правительство поставило задачу приватизировать крупнейшие миноритарные пакеты ведущих государственных компаний. Государственной компании в области связи — Ростелекома, государственных компаний в области транспорта, нефтяных, авиационных компаний. В этом смысле мы пока на первом этапе готовы приватизировать пакеты, повышающие 50%+1 акцию. Ежегодно в течение пяти лет мы готовы реализовывать таких пакетов на 10 млрд. долларов. Это наш финансовый план такой приватизации. Наша задача — не только поддержать программы развития инфраструктуры, обеспечить источники сокращения сохраняющегося пока дефицита бюджета. Наша задача — уменьшить долю государства в этих крупных компаниях, повысить конкуренцию на рынке, увеличить объемы котируемых пакетов акций, привлечь под эту программу, в том числе, иностранный капитал. Тем самым — обеспечить приток капитала в Россию. Мы думаем, что подготовка этой программы в ближайшее время будет завершена. Она будет объявлена. Я назвал только некоторые программы из тех, которые мы реализуем.

Программа повышения эффективности государственных расходов, которая уже утверждена Правительством, предполагает существенное повышение качества процедур и контрактных документов по всему государственному заказу. Начиная от оборонного заказа, заканчивая строительством дорог. Она предполагает более четкое распределение ответственности между государством и исполнителями, повышение отдачи каждой копейки.

Эта работа, в конечном счете, должна позволить перейти к снижению дефицита государственного бюджета. Сведению его в 2015 году к нулю. В следующем году мы сделаем первый серьезный шаг — планируем добиться 3,6 % дефицита бюджета. В 2012 — 3,1%, в 2013 — 2,9% . Мы будем снижать дефицит госбюджета и в течение пяти лет сведем его к нулю.

Другим важнейшим условием прочности нашей финансовой системы является низкий государственный долг РФ. В настоящий момент он составляет около 10,5% ВВП. К концу года он будет около 11% ВВП. Это существенно меньше, чем в ведущих странах. Таким образом, мы имеем прочную основу устойчивости государственных финансов. И в рамках тех программ, о которых я сказал, мы добьемся существенного импульса для экономики и инвестиций в РФ, упрощения отношений с бизнесом, создания более прозрачных основ отношений государства и бизнеса. Это, думаю, выведет нас через 3-4 года к возможности более высоких темпов роста экономики, которая должна диверсифицироваться. Такова наша задача. Думаю, в ходе дискуссии сегодня мы сможем обсудить и выслушать справедливые замечания коллег, которые могут здесь прозвучать.

Спасибо!